Осуждение… Один из самых страшнейших (и опаснейших для души) грехов. Едва ли не самый опасный, ибо при падении в другие грехи мы можем рассчитывать на величайшую милость Божию к нам, – Причастие, но при наличии осуждения Причастие для нас недоступно: Господь сказал: «Если имеет брат твой что-то на тя, пойди прежде примирись с братом твоим, а потом положи дар твой на Мой алтарь». В таинстве Причащения мы приносим Богу наш дар, – сердце наше; мы отдаем его в распоряжение Богу и просим Самого Бога вселиться в него. А значит ввести нас в рай, в Царствие Небесное: «Царство Божие внутри вас есть».
И вот, осквернив сердце грехом осуждения, мы изгоняем себя из рая и предаем свою бессмертную душу в погибель вечную. Посмотрите, что говорит Спаситель: «Сказавший брату своему: «безумный» подлежит геенне огненной»!!! За одно слово ?!! В геенну огненную?!!
ОБ УНЫНИИ, ТОСКЕ И ЛЕНОСТИ
Из наследия Оптинских старцев
Оптинские старцы предостерегали от уныния, тоски, лености. Преподобный Амвросий писал об унынии:
«Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».
По учению Отцов Церкви уныние есть потеря той духовной радости о Боге, которая питается надеждой на Его милосердное промышление о нас.
Это болезненное состояние, при котором у людей спасающих свою душу, отнимается любовь к молитве, в душу проникает тоскливое настроение, приходит чувство одиночества, оставленности родными, близкими, всеми вообще людьми и даже Богом. Иногда эта душевная болезнь выражается в озлобленности, раздражительности. Уныние рождается там, где угасает вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему и к людям. Потому уныние — грех маловерия, богоотступничества. «Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, клеветник на Бога — будто Он немилосерден и нечеловеколюбив» (преподобный Иоанн Лествичник).
Оглавление 4. Следует внимательно следить за тем, что говорить, как, когда и ради чего
А теперь кратко приведем некоторые советы, как же следует христианину говорить, чтобы не согрешать.
В общем же святые отцы дают следующие советы против неправых разговоров.
Дмитрий Ростовский (Алфавит духовный, ч.2, гл.7): «Разговоры требуют большого опасения: в каком духе и направлении имеешь говорить, в какое время, и что именно, и с какою целью... Любящий говорить все это должен помнить, а молчаливый все это уже совершил и исполнил».
Варсонофий Оптинский (Келейные записки, от 04.05.1908) «...Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви, ответьте без всякой раздражительности, не показывая угрюмого вида».
Никон Оптинский (Житие иеромонаха Никона, Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1996, с.317): «Помни монашеское правило — не начинать говорить самому, не быв спрошенным».
Советы святых отцов как противостоять празднословию
Далее приведем некоторые советы святых отцов о том, как противостоять празднословию.
Оглавление 1. «Нужно избегать общения с людьми празднословными»
Для того чтобы избегать празднословия, во-первых, надо самому учиться молчанию и не празднословить (об этом скажем в немного позже), и, во-вторых, надо стараться избегать общения с празднословящими людьми (и сейчас скажем об этом).
Сразу отметим, что:
Авва Исаия (Духовно – нравственные слова, сл.3): «Если будешь хранить уши твои, то не согрешишь языком твоим».
Т.е. чем меньше ты будешь слушать праздных речей или осуждений, тем меньше ты сам будешь согрешать.
Итак, следует избегать встреч с людьми, если видишь, что ты согрешаешь или соблазняешься разговорами других людей.
Оглавление 3а. О смущениях помыслов после разговоров о каких-то или чьих-то неправостей и некоторые советы как противостоять осуждающим и учительствующим помыслам
Итак, начнем с разговоров и мыслей, в которых обсуждались и осуждались чьи-то неверные, с нашей точки зрения, а иногда и действительно неверные слова и поступки (но лично нас они не касались). Приведем один пример подобных мыслей (хотя из него не видно, были ли это ситуации связаны с человеком или нет).
Интернет – источник: «(Если я вижу, что кто-то делает или говорит, не так как я считаю) я еле сдерживаюсь ради того, чтобы не портить с ними отношения. Но потом могу ночь не уснуть и всё прокручивать сказанные кем-то слова, и думать: "ну вот как он мог так сказать?? Но вот как он может вообще такое думать? Ну, неужели он не понимает? Мне надо бы не так ответить… вот если бы я ответила так, он бы понял, что не прав…" и т.д.».
В празднословии всегда будет осуждение, пересуды, клевета, хвастовство, смехотворство и т.п.
Далее приведем только некоторые поучения о грехах языка и слова. Начнем с самого распространенного греха при пустых и праздных разговорах – с осуждения и обсуждения других.
Иоанн Златоуст (т.9, ч.2, б.5): «Все люди, хотя бы не имели ни (судейского) престола, ни палачей, ни палки, однако судят согрешающих, делая это в разговорах и общих беседах».
Иосиф Оптинский (Письма, п.513): «…при разговорах многие и многих осуждают на пагубу души своей».
Георгий Затворник (Письма, п.3, 60): «…многословие, в котором царствует грех, есть непотребный разговор, противный благомыслию! В таких разговорах умножаются неприятности, кривые толки, худые суждения и презрение ближнего».
Исходя из того, что сказано о гостях в теме «О разных видах праздности членов семьи», разделе «5.2.2.3. О праздном и прегрешительном посещении гостей», вполне понятно, что одним из грехов при общении людей является празднословие. В тех беседах уже говорилось, что надо быть внимательным при посещении гостей, чтобы не празднословить и не заниматься пересудами.
Варсанофий Великий (Руководство к духовной жизни, в.130): «Посетить брата хорошо, а празднословить худо. Само дело научит тебя, как поступить: посети ближнего и воздержись от празднословия».
Ты грешник? Не отчаивайся, но приди, принеси покаяние.
Ты согрешил? Скажи Богу: я согрешил. Какой тут труд? Какое обременение? Какая скорбь? Какая тягость – сказать слово: я согрешил? Если сам ты не назовешь себя грешником, то разве не будешь обвинен диаволом? Предупреди же и лиши его этой чести; а его честь состоит в том, чтобы обвинять.
Почему же не предупреждаешь его, и не исповедуешь греха, и не изглаживаешь преступления, когда знаешь, что есть против тебя такой обвинитель, который не может умолчать?