Заметим, что обычно такие мысли люди называют «прокручиванием» событий или разговоров, и считают это нормальным и правильным. А по христианскому учению, это – греховные состояния от различных страстей, и с этим следует бороться молитвой и самообличением. И вот как бы выглядела реакция христианина, который имеет опыт в духовной жизни, навык трезвения и духовной брани, если бы у него были помыслы, которые описала женщина из примера. Как только бы он заметил, что произносит слова: «Как он мог так сказать?...», он тотчас бы произнес себе, например: «сейчас ты осуждаешь другого, и это грех. Смотри за собой, а не за другими». И произносит молитву, например: «Господи, дай мне не осуждать брата своего и видеть прегрешения свои» до тех пор, пока его возмущение не утихнет. А если бы заметил, что кого-то поучает в мыслях, то также сразу бы обличил себя в учительстве и гордыне, и произнес какую-то молитву.
Но вернемся к мыслям, которые происходят после какого-то разговора, в котором происходило обсуждение неправых порядков или действий других людей и учительство как надо им правильно поступать.
Вот что кратко рассказала одна монахиня о том, что с ней происходило после разговора о порядках в монастыре.
Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни, п.38, 41): ««Пришла, — говорите, — одна монахиня словоохотливая. Разговорились, и все по ниточке перебрали бывающее в монастыре. Слушалось спокойно и как будто всласть. Но когда я осталась одна и стала все припоминать, поднялось смущение, все росло и росло, и, наконец, обратилось в бурю. Я свалилась будто в лихорадке; потом заперлась и не выходила, пока не успокоилась. …Затем прибавляете: «Я перенесла непонятное смущение,— и страх, и скорбь, и буря помышлений довольно долго мучили меня. Я почти молиться не могла, однако ж молилась. Господь помиловал, возвратил покой и с утешениями»».
Обращаем внимание, что означает «смущение», «буря» или «мятеж» помыслов при подобных ситуациях. Обычно во время разговоров мы нередко критично, с возмущением и осуждением говорим о других людях, о ситуациях или порядках (например, о ситуациях в других семьях, в стране, в храме и т.д.). Даже если разговор шел спокойно (как в примере), а тем более неспокойно, то когда человек остается один, у него появляются воспоминания разговоров. Как правило, вначале повторяются те или иные свои слова или слова собеседника, а потом человек мысленно начинает что-то говорить кому-то о чьей-то неправоте, и начинает учить кого-то как надо правильно делать или говорить.
Эти внутренние беседы могут быть и слабо, и сильно эмоциональные, могут длиться от нескольких минут до нескольких дней (в последнем случае они периодически вспоминаются). Если человек попытается прекратить думать на эту тему, то у него это не получится (за исключением, если он имеет навык трезвения и духовной брани, или если тот, кто не имеет этого навыка, не увлечется чем-то другим или не начнет общаться с кем-то по другим вопросам). Вот это состояние беспокойства и наплыва навязчивых мыслей и назвала монахиня «бурей». Но, к сожалению, все грешники постоянно живут в подобных бурях и даже этого не замечают, или если замечают, то считают это нормальным состоянием.
Но продолжим приводить поучение свт. Феофана на эту тему, вот что он говорит.
Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни, п.38): «И слава Богу, что успокоились. Теперь сядьте и рассудите, что это такое было? — Растревожилось чувство правды, поднялась ревность по правде, и ну бушевать. Кажется, все это в порядке, как вы и думаете. А оно не в порядке. Оставляю в стороне предметы, произведшие смущение (т.е. предмет разговора – от сост.); беру самое смущение и говорю, что это враг над вами насмеялся. …Уж как ведь красно казалось происходившее в вас! Вы — Илия, ревнитель огненный, с мечом в руке выступали на защиту законов правды. А смотрите, какой плод! Как лихорадка оттрепала! Такое смущение не могло иметь хорошего источника. Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумейте, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога».
Итак, после разговоров о каких-то непорядках, с тобой не связанных или опосредованных, в сердце происходит «буря» помыслов и возмущения. Все это относится к неразумному рвению самости и гордости, которые ищут справедливости и выступают ее поборниками, забывая о промысле и всевидении Божием. Причем все это сопровождается осуждением, раздражением или гневом, и учительством.
На этом закончим краткий обзор осуждающих помыслов, когда тебя что-то не особо касается или вообще не касается. Но уже из этого видно, что после каких-то разговоров и событий внутренний человек часто бывает возмущен, мысленно осуждает, учит, воюет с кем-то и т.д. И все это есть греховное и страстное состояние, хотя человек внешне ничего плохого не делает.
Для того чтобы избегать подобных бурь осуждения, гнева и учительства изначально не стоит вести разговоры о неправых чьих-то действиях или порядках, и не надо любопытствовать о чем-то или ком-то. Тем более не стоит разговаривать на какую-то тему, если ты знаешь, что ты тоже недоволен чем-то или кем-то, потому что тогда мятеж сердца будет усиливаться.
Авва Исаия (Духовно – нравственные слова, сл.4): «Если некоторые заговорят о таких помыслах, какие борют тебя, то берегись выслушивать это, чтобы не усилилась в тебе брань».
Макарий Оптинский (Письма к монахиням, п. 33): «Не входите в суждение происходящих порядков или беспорядков, а себя уклоняйте сколько можно, дабы не входить в советы…. Пожалуй, увлечься недолго, а после не развяжешься».
Амвросий Оптинский (Переписка с мирскими лицами, п.76): «Не входи в рассмотрение поступков людей, не суди, не говори, зачем так, для чего это? Лучше говори себе: «А мне какое до них дело? Не мне за них отвечать на Страшном Суде Божием». Отвлекай всячески мысль свою от пересуд дел людских, а молись с усердием ко Господу, чтобы Он Сам тебе помог в этом. … Подозрительности берегись как огня, потому что враг рода человеческого тем и уловляет людей в свою сеть, что все старается представить в извращенном виде: белое — черным и черное — белым».
Иоанн Златоуст (т.11, ч.2, б.2): «Кто занимается чужими делами и любопытствует узнавать их, тот часто через такое любопытство подвергает ее (душу) опасности».
Феофан Затворник (Письма, п.534): «Всякие случаи, из ряду выходящие, сильно раздражают чувства и поднимают бурю помыслов; к сему принадлежат и новости. … Говорить об этом иной раз заставляет тщеславие - высказать свое премудрое о случае суждение. Тут лучше совсем не говорить».
Синклитикия (Афанасий Великий «Жизнь и наставления преп. Синклитикии…», ч.2): «Воистину тяжел грех злословия, но для некоторых он является пищей и отдыхом. А ты не внимай пустым речам, как то заповедует Господь, и не слушай о чужих грехах, но береги душу свою от этого, ведь если ты вонмешь (внимательно слушаешь) мерзкой нечистоте слов, то осквернишь душу свою и возненавидишь без всякой причины тех, кто с тобой общается. Когда твой слух осквернится осуждением злословов, ты не сможешь здраво рассуждать, но всех людей будешь считать скверными. …Поэтому надо беречь язык свой и слух, чтобы не осудить другого и не слушать страстно злословие, произносимое другими, ведь Давид говорит: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню» (Пс. 100: 5), и в другом месте: «яко да не возглаголют уста моя дел человеческих» (Пс. 16: 4)».
Если не удалось избежать осуждающих разговоров и начал мысленно возмущаться и все «пережевывать», то заметив свое возмущение, следует обратиться к Богу с молитвой о прощении тебя за осуждение, и можно повторять много раз, например, Иисусову молитву или «Господи, даждь мне не осуждати брата своего, и видеть прегрешения своя».
Григорий Синаит (Добротолюбие, т.5, Наставления безмолсвтующим): «Из новоначальных никто никогда не отгоняет помысла, если Бог не отгонит его. Только сильным свойственно бороться с ними и прогонять их. Но и они не сами собою отгоняют их, а с Богом воздвигаются на брань с ними, как облеченные во всеоружие Его. Ты же, когда приходят помыслы, призывай Господа Иисуса часто и терпеливо, и они отбегут: ибо, не терпя сердечной теплоты, молитвою подаемой, они, как огнем палимые, отбегают. Иисусовым именем, - говорит Лествичник, - бичуй супостатов…».
Антоний Оптинский (Письма к разным лицам, с.251): «…блюди сердце твое от немирствия и осуждения, да не удалится от тебя благодать Божия. Что нам до чужих грехов, когда сами по уши в бездне греховной. Будем отселе молиться и просить Бога: «положи, Господи, хранение устом моим. Не уклони, Господи, сердце мое в словеса лукавствия» (Пс. 140, 3-4). Господи, отврати очи мои, еже не видети погрешностей в начальнице моей! Господи, даруй мне зрети моя прегрешения!».
Но при этом следует заметить, что:
Игнатий Брянчанинов (Письма к мирянам, п. 241): «Без Божией помощи и благодати никто из человеков не силен противостать борениям невидимым, возникающим в его сердце и производящим душевную бурю. Молитва и чтение слова Божия помогают в бурях душевных, но и при этом пособии нескоро человек справится с самим собою, не скоро взойдет в пристанище нерушимого спокойствия: потому не скоро мысли и ощущения Божественные усваиваются падшему естеству нашему, не скоро вера делается живою, как бы очами видящею Бога. От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу; а от покорности Богу – мир помыслов и спокойствие сердца».
Также, когда помыслы отступят, следует напомнить себе христианские истины о грехе осуждения.
Дмитрий Ростовский (Алфавит духовный, ч.2, гл.6): «Не смотри на чужие грехи, но рассматривай свое зло, ибо не о чужих грехах будешь испытан, а о себе воздашь слово - за свои грехи будешь отвечать. Нет тебе никакой надобности испытывать других: как кто живет? как согрешает? Но внимай себе: угождаешь ли ты Богу? делаешь ли угодное Богу? подражаешь ли жизни святых? последуешь ли их стопам? приятно ли Богу твое дело? Человек, осуждающий других, есть злолукавое зеркало, которое всех отражает в себе, а себя не видит; или же - осуждающий других подобен сквернавой бане, которая всех обмывает, а сама собой представляет грязное болото. Так всех судящий всех рассматривает: как кто ест? как пьет? как согрешает? Все видит, но себя не видит. Он за великое считает, если кто и в малом согрешит, а сам и великие свои грехи считает за ничто. Он желает, чтобы его грехов никто не ведал, никто не знал, дабы его не презирали и молчали, а сам он явно всех оговаривает, осуждает и оклеветывает! Это - ничего! –– Не осуждай и не удивляйся человеческому согрешению, но лучше подивись тому, кто возможет избежать вражеских сетей нынешнего времени, подивись тому, кто возможет сохранить себя чистым пред Богом, когда «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5,8): старается, заботится о погибели человеческой - хочет, чтобы никто не был свободен от сетей его. Итак, помни и ты свои согрешения, потому что, если и не хочешь, много согрешаешь и, что ненавидишь, то любезно творишь: волей-неволей ты в плену у греха, волей-неволей впадаешь в преступление».
В общем же, христианин, который стремится к чистоте внутреннего своего человека, должен помнить, что любое смущение, возмущение или мятеж мыслей, когда кому-то что-то выговаривается, происходит от врага, и этому надо противостоять.
Исаак Сирин (Слова подвижнические, сл.30): «…смущение, если только возможно, прилично будет назвать колесницею диавола, потому что сатана имеет всегда обычай, подобно ездоку, восседать на ум, брать с собою кучу страстей, с ними входить в несчастную душу и погружать ее в смущение».
Феофан Затворник (Сб. «Слова о покаянии…», В неделю блудного сына): «…в добром состоянии мысли не мятутся, и тут врагу действовать нельзя, затем первое у него дело — возмутить помыслы. Возмущает же он их посредством одного, которого избирает коноводом, судя по характеру и занятиям человека. Как только успеет он засадить такой помысл в сердце, тотчас поднимается буря помышлений; внутренний мир и тишина исчезают. Тут-то подседает враг к сердцу и начинает понемногу возбуждать в нем страстные движения. Это уже второй шаг! Вот и смотри! Заметишь это - остановись, не иди дальше, ибо что дальше — уже очень худо. Смятение помышлений, может быть, и не успеешь заметить, потому что мы бываем поневоле многим заняты. …После сего сами видите, в чем с нашей стороны дело: не допускай первого увлекательного помысла до сердца и не сочетавайся с ним. Отвергнешь первый помысл — разоришь все козни врага и пресечешь ему всякую возможность действовать на тебя и искушать тебя. Отсюда вот какой закон спасения: пришел искусительный помысл — прогони его; опять пришел — опять прогони; пришел другой и третий — и эти гони. Так всякий искусительный помысл гони и отвергай с гневом и досадою на него. И будешь совершенно свободен от падений. Враг все будет искушать, будет злиться на тебя, но, если не перестанешь так действовать, ничего он не сделает тебе. Напротив, если поддаешься первому влечению его, уж он сумеет свернуть тебе голову. Праматерь наша, если б сразу отогнала змия-искусителя, не пала бы. А то — завела с ним речь... дальше и дальше... запуталась в сети врага и пала. Таково же и всякое падение!».
Итак:
Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни, п.38): «Положите же себе законом всякое смущение омрачающее считать действием мрачных сил, и с первого же появления смущения преграждать ему дальнейший ход и прогонять. Мир душевный чрез это всегда будет сохраняем, а при мире ясно будет ваше внутреннее и внешнее, и здраво-мысленное течение дел ваших расстраиваемо не будет».
Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.2, гл.14): «Так, когда сердце приходит в смятение, все внутреннее наше приходит в беспорядочное движение и самый ум теряет правость умствования своего. Вот почему необходимо поскорее умирять сердце, как только оно смутится чем-либо, внутренним или внешним, во время ли молитвы или во всякое другое время».
Оглавление 3б. О смущениях после разговоров, в которых человек был задет лично, или о помыслах от задетого самолюбия
Разговоры бывают о том, что непосредственно связано с тобой или с твоими интересами, а значит с самолюбием. Если в разговоре было что-то неприятное для самолюбия человека, то он начинает мысленно повторять, например, обидные для него слова, или что было сказано им, и затем придумывает, что бы он ответил (т.е. происходит та же самая буря помыслов только с той разницей, что здесь человек борется за себя, свои интересы или честь). Также человек может мысленно рассказывать третьему лицу о том, что сказал другой человек и при этом возмущаться его словами (об этом виде помыслов мы еще скажем подробно позже).
Вообще все обиды и недовольства происходят от тщеславия и гордости, которые хотят, чтобы другие люди видели их хорошими, умными, правильными и т.д., а если, например, другие видят это в других, а не в нас, то происходит ревность и зависть. И именно от этого и начинается внутренняя буря и смущения помыслов.
Амвросий Оптинский (Письма к отдельным лицам, п. 157): «Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большей частью виной сего бывают славолюбие и горделивость. …Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие — общие исчадия тщеславия и гордости».
Амвросий Оптинский (Сб. «Душеполезные поучения…», гл. Тщеславие): «Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».
Принцип брани с подобными помыслами, такой же, как описан выше: как только обратишь внимание, что вспоминаются разговоры, и что ты кому-то что-то высказываешь, тут же следует осознать, что это действует страсти самолюбия в форме обиды, злопамятства, гнева и др., и следует начать молиться короткими молитвами, прося у Бога прощение и помощи в том, чтобы Он успокоил разбушевавшееся самолюбие, которое страдает от того, что ему что-то не понравилось.
Конечно, не стоит разузнавать и кто, и что про нас говорил.
Лев Оптинский (Письма, п. к П. А. И. от 7 июня 1833 г.): «...Для чего вы на свою беду и расстройство любопытствуете и испытываете, что, кто, где про вас говорил, и после слышания оскорбляешься и смущаешься до избытка, но не о познании своих немощей, — до чего оное нас довело с тобою и душепагубное любопытство. А когда бы вы, да как мы вам советовали, относиться во всех своих <немощах> и недоумениях к матери А., то бы вы в сих пустотою исполненных слухах так не пострадали, и прельщающего вас беса так долго не утешали, и свою слабую голову предрассудками не ломали, потому что святой Авва Дорофей пишет в свой книге: «...кто пал? Тот, кто последовал своему разуму»».
Вот краткий обзор гневных и осуждающих мыслей, которые могут происходить от разных разговоров, которые несут в разной мере неприятную информацию о других людях и для себя.
Оглавление 3в. Об услаждающих воспоминаниях после приятных разговоров и фраз
И третий вид рассматриваемых нами примеров, это приятные разговоры или фразы после которых бывают приятные воспоминания.
Так, после даже нескольких приятных своих или чужих фраз грешник склонен повторять их снова и снова в уме. Таким образом, душа услаждается, то есть вспоминает с подробностями и повторяет разговоры, жуя их как сладкую жвачку. Поводов к приятным воспоминаниям-жвачкам может быть множество – это любые слова, не говоря уже о хвалебных словах в твой адрес.
Например, к приятным «жвачкам» относятся воспоминание после смешной ситуации, когда душа хочет еще раз через воспоминание повеселиться и тогда человек, будучи один, смеется. Например, во время разговора кто-то из собеседников произнес какую-то шутку, и после разговора человек, скорее всего, будет мысленно повторять эти слова несколько раз, и при этом будет получать удовольствие, улыбаться и даже может рассмеяться вслух.
Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 9-й запов., грех: Безвременный и чрезмерный (неподобный) смех): «Для духовного христианина излишний смех тем вреден, что те смешные предметы или слова, над которыми он много смеялся, возобновляются ему на молитве».
Феофан Новозерский (Наставления, 157): «Матери В. скажите в пополнение к прежнему: ежели она попустит себе шутить и смеяться, то непрестанно враг будет влагать ей шуточные мысли и смехотворство во всяком месте, даже и в церкви Божией, и чтобы почаще читала: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей", и так Господь поможет исправить ей жизнь свою».
Также есть воспоминания тщеславные и горделивые, когда человек вспоминает ситуацию и слова похвалы или благодарения, и получает от этого удовольствие. Приведем самые простые примеры. Человеку кто-то сказал: «спасибо, вы мне так помогли», и вот эти слова человек будет повторять внутри по многу раз, услаждаясь. Или, например, кто-то просто поздоровался, и эти слова также могут повторяться, если человек в это время не занят чем-то другим в мыслях, что услаждает его больше.
Как правило, к приятным повторениям относятся и воспоминания после удивления. Например, когда что-то удивило при разговоре, то потом человек начинает повторять свою реакцию, например: «да ты что?»; потом вспоминается весь рассказ (и не один раз); при этом каждый раз переживает приятные эмоции. Зачастую потом он может рассказать это другим, сначала в мыслях, и тем вводит себя в некое состояние ожидания, когда он сможет это рассказать кому-то вслух; также может далее комментировать ту информацию, и обычно это будет осуждение, учительство, гордыня и др.
Бывают также осуждающие приятные размышления о других людях, например, когда придя из гостей, человек начнет обсуждать с кем-то или в мыслях кто во что был одет, как выглядел, кто поправился и т.д. В этих помыслах не будет борьбы за правду, а будет услаждение осуждением, при котором, например, гордыня превозносится тем, что ты хорошо одет или строен.
Есть и другие темы приятных воспоминаний, но мы не будем на них останавливаться. Нам важно понять то, что грешники в уме прокручивают или создают приятные разговоры и услаждаются этим. И если бы можно было видеть, как душа сама себе повторяет и повторяет то, что ей приятно, то мы бы увидели некое безумие, наподобие того, как человек сидит в зловонной луже, и видя там солнечное отражение, резвясь, поливает себя грязной водой и радуется.
К сожалению, люди даже не знают, что это есть страстное и греховное самоуслаждение и самодовольство, и что:
Феофан Затворник (Сб. проп. ««Слова о покаянии…», В неделю сыропустную): «…одна страсть за другою поражают сердце, в то самое время как удовлетворением страсти чает она (душа) достать себе самоуслаждение».
Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты 1, О молитве. ст.1): «Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение».
Иосиф Оптинский (Письма, п.343): «А восторг, услаждение сердца каким бы не было образом – это обман самого себя, этого надо всячески избегать».
Вообще от всех приятных воспоминаний душа не страдает, а очень их любит. И именно от таких приятных воспоминаний зачастую бывает покой и хорошее настроение, и люди не замечают, что в это время они согрешают сердцем, хотя считают, что у них все нормально…
Вот вкратце, какие бывают духовные плоды и последствия различных разговоров, в том числе и праздных. Надеюсь, что те, кто не понимал, что плохого в общениях в гостях, теперь имеет более полное представление об этом.